CUSTIS

Система ведения Ломбардного списка Банка России

Система ведения Ломбардного списка Банка России

Январь 2010   |  Сфера: Государственный сектор

Цель проекта

Чтобы включить в Ломбардный список Банка России ценные бумаги, служащие обеспечением залога по кредиту, необходимо выполнить определенные процедуры: контроль ценных бумаг на предмет выполнения обязательных требований Банка России, утверждение факта включения их в список и опубликование пополненного списка. Для максимальной автоматизации этих процессов нашей компанией в тесном взаимодействии со специалистами Департамента обеспечения и контроля операций на финансовых рынках Банка России (ДОКОФР) была создана система ведения Ломбардного списка Банка России.

Информация о заказчике

Заказчиком проекта выступил Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Наша компания с 1997 года выполняет проекты по заказу различных департаментов Центрального аппарата Банка России.

Ход выполнения проекта

Разработка и внедрение системы (2009–2010 годы)

Проект был начат летом 2009 года Предпосылкой для его старта послужило решение Центрального Банка Российской Федерации о расширении состава эмитентов и типов ценных бумаг, которые включались в Ломбардный список. Это, в свою очередь, увеличило возможности банков для повышения ликвидности и поддержало российский фондовый рынок.

Разработка системы производилась по частям. В ходе проектирования были выделены функциональные блоки и точки взаимодействия между ними, определены приоритеты и установлены жесткие сроки реализации.

Последовательная разработка и внедрение системы по частям обеспечили:

  • первоочередное создание наиболее важного функционала;
  • плавный переход к разработке и внедрению менее критичного функционала, без которого система могла функционировать на первых этапах;
  • глубокое погружение в контекст и тщательную проработку каждого функционального блока всеми участниками процесса;
  • высокое качество как системной модели (архитектуры), так и разработанного программного кода.

Развитие и модернизация системы (2011 год)

В 2011 году Центральный Банк Российской Федерации принял решение расширить возможности доступа кредитных организаций к механизму рефинансирования через их сделки РЕПО с Банком России. Для этих целей была запущена программа по доступу банков к сделкам РЕПО через Санкт-Петербургскую валютную биржу (СПВБ).

В связи с этой программой возникла необходимость доработки ряда систем, функционирующих в ДОКОФР, в том числе и системы ведения Ломбардного списка Банка России.

В рамках проекта по модернизации нашими специалистами был проведен анализ процессов, связанных с проведением Банком России сделок РЕПО через СПВБ, и предложено решение, позволяющее максимально использовать уже функционирующие системы, в том числе и систему ведения Ломбардного списка. Проект доработки получил одобрение в Банке России и был реализован нашими специалистами, после чего изменения были успешно опробованы на тестовых данных в ДОКОФР.

Обновление системы будет запущено в промышленную эксплуатацию, когда в Банке России будут выполнены необходимые процедуры для начала заключения сделок РЕПО через СПВБ.

Описание результата

Созданная система ведения Ломбардного списка обеспечивает:

  • ведение всевозможной справочной и оперативной информации по ценным бумагам, необходимой для принятия решения о включении их в Ломбардный список Банка России;
  • подготовку необходимых отчетов и других документов для процедуры согласования и изменения Ломбардного списка;
  • подготовку информации к публикации на сайте Банка России;
  • выгрузку данных для валютных бирж ММВБ и СПВБ.

Система интегрирована с другими информационными системами, которые используются в ДОКОФР, что обеспечивает единое и целостное информационное пространство. Так, в системе ведения Ломбардного списка выделен список тех ценных бумаг, которые принимаются в обеспечение по операциям РЕПО. Интеграция позволила использовать данную информацию в другой ИТ-системе Банка России, которая обеспечивает проведение аукционов РЕПО.

Специалисты ДОКОФР отмечают, что использование новой системы повысило прозрачность, качество и скорость выполнения процессов, связанных с ведением Ломбардного списка.

Технологии сопровождения системы

Разработка и внедрение системы велись в тесном сотрудничестве со специалистами заказчика. В результате сопровождение существующего функционала целиком осуществляется ИТ-подразделением Банка России. Исключение составляют сложные случаи, требующие, например, подключения новых приложений или создания дополнительных функциональных возможностей — здесь на помощь всегда готовы прийти наши специалисты.

Предпосылки создания системы

Кредиты, обеспеченные рыночными активами, являются основой механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций. Обеспечением по таким кредитам является залог ценных бумаг, входящих в состав Ломбардного списка Банка России.

Расширение или сокращение Ломбардного списка в зависимости от экономической ситуации — это гибкий инструмент финансового регулирования. Его использование требует специальных средств автоматического контроля и постоянного поддержания списка в актуальном состоянии.

Система ведения Ломбардного списка Банка России разработана на платформе Java.