CUSTIS

Система управления розницей (RMS)
для ГК «Спортмастер»

Система управления розницей (RMS)
для ГК «Спортмастер»

Май 2010   |  Сфера: Торговые компании

Цель проекта

Программное решение для управления розницей
(Retail Management System, RMS) в ГК «Спортмастер» создавалось в рамках проекта реинжиниринга системы «Управление товарным запасом». Необходимо было преодолеть сложности, сопутствующие замене большой информационной системы в торговой сети федерального масштаба, с приемлемыми рисками и в разумные сроки перейти на использование нового ПО.

Информация о заказчике

Ход выполнения проекта

Предпосылки проекта

В начале 2008 года после детального анализа компанией «Спортмастер» было принято решение о старте проекта глубокого реинжиниринга системы «Управление товарным запасом».

Причин для этого решения накопилось достаточно.

  • Бизнес-процессы изменились кардинально: компания перешла от «тянущей» логистической системы к «толкающей» с категорийным товарным менеджментом; часть закупок и поставок стала производиться в предупакованных наборах товара для снижения логистических издержек.
  • Возникла потребность в пересмотре технической архитектуры: было решено перейти к сервисной архитектуре для повышения автономности системы и начать использовать современную трехзвенную архитектуру, которая позволила бы улучшить масштабируемость решения.

Разработка в условиях непрерывных изменений

За месяц мы совместно с УИТ «Спортмастера» разработали концепцию и архитектуру будущей системы управления розницей.

В июне 2008 года началась активная разработка системы. Во время реализации вскрывалось огромное количество новых требований, которые невозможно было выявить в начале проекта. В систему добавилось несколько больших блоков функциональности, которые первоначально включать не планировалось, — средства диспетчеризации отгрузок по массогабаритным характеристикам, средства планирования коллекций и др.

Кроме того, за время работы над проектом ИТ-ландшафт «Спортмастера» пополнился новыми приложениями, такими как система консолидации информации из магазинов и система финансовой отчетности, с которыми также нужно было организовать взаимодействие.

Бережное внедрение

Нужно было обеспечить такой режим бережного внедрения, чтобы переход со старой системы на новую происходил постепенно.

В начале 2009 года совместно со специалистами «Спортмастера» был придуман механизм взаимодействия старой и новой систем, при котором можно было постепенно переводить на новую систему снабжение отдельных региональных филиалов и даже отдельных магазинов.

В июле 2009 года стартовало внедрение системы в Москве. Сначала новые технологии работы были опробованы в нескольких московских магазинах, и затем, после небольшой доработки, к RMS были подключены все магазины Москвы и Подмосковья. После этого было проведено внедрение в регионах (октябрь 2009 года — Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Самара; декабрь 2009 года — Санкт-Петербург, январь 2010 года — Красноярск и Новосибирск, февраль 2010 года — Барнаул и Кемерово).

Таким образом, от старта проекта до внедрения системы в первых магазинах прошло всего 16 месяцев. Сейчас вся российская розничная сеть «Спортмастера» управляется новой RMS-системой. В июле 2011 года развернулось внедрение системы управления розницей в Казахстане, в настоящее время планируется внедрение RMS на Украине и в Белоруссии.

Архитектура и технологии

Архитектура Retail Management System

Основные технологии:

  • Система имеет трехзвенную архитектуру с тонким клиентом. В роли тонкого клиента выступает веб-браузер или наше собственное средство построения и отображения форм CUSTIS Forms, разработанное на основе Microsoft. NET.
  • Сервер приложений, реализованный на Microsoft .NET 4.0, представляет собой веб-сервис, работающий под управлением IIS 7.0 в среде Windows Server 2008. Такая архитектура позволяет гибко наращивать мощность сервера приложений за счет встроенных средств балансировки нагрузки.
  • В качестве СУБД выбрана Oracle 10g, способная обеспечить конкурентную работу сотен пользователей и обработку миллионов строк документов в день.

В проекте активно используются современные Agile-практики, такие как Continuous Integration (на базе сервера TeamCity), Code Review и частые демонстрации промежуточных результатов заказчику, что позволяет снизить затраты на разработку и получить продукт, который точно соответствует потребностям клиента.

Мы не боимся показывать заказчику свою «кухню» разработки

В этом проекте мы пошли на беспрецедентный шаг — специалист из IT-команды заказчика, хорошо знакомый с бизнес-процессами компании, был включен в нашу команду на правах обычного разработчика! В течение короткого времени его удалось обучить новым для него технологиям и погрузить в работу. В результате заказчик получал наиболее полную информацию о внутреннем устройстве продукта, его качестве и процессе разработки. Кроме того, это давало руководству «Спортмастера» уверенность в том, что не будут упущены тонкие нюансы бизнес-процессов.

Очень важный вклад в успех проекта внесло применение системного анализа и Agile-подхода к проектированию и разработке.

Система управления розницей разработана на технологиях
Microsoft. NET и Oracle.

Для разработки интерфейсных форм использовалась собственная технология CUSTIS Forms, а для веб-части — ASP.NET MVC. В качестве СУБД была выбрана Oracle 10g, способная справиться с миллионами учетных операций и строк документов в день.