«Менять систему образования — это самое сложное, что есть на свете. Как и помогать менять систему образования. Вуз — это система, в которой непонятно, что можно ломать и что нельзя, в этом надо тщательно разбираться. В своё время мы поняли, что есть такие макротренды, которые ломают высшее образование об колено. Первый тренд — это бегство в интернет. Такое образование заменяется подготовкой к быстрому зарабатыванию денег. А второе — это тренд мобильности: люди едут туда, где лучше. И что бы ни происходило в мире, даже несмотря на многоцивилизационность и так далее, эти тренды только нарастают.
Что мы можем на другую чашу весов положить? Надо втянуть вузы в современные коммуникативные форматы. В вузе должно быть интересно. Людям с людьми по поводу проблемы общаться должно быть интереснее, чем сидеть в интернете. Образование — очень сложная система, но именно гибкость даёт ей возможность отвечать на вызовы. Со временем сложные сетевые программы победят вузы, и студент будет учиться одновременно во многих вещах, проходить через них насквозь, брать, где хочет и что хочет, собирать эти цепочки. Поскольку сложность мира растёт, это неизбежно. Поэтому наша ИТ-платформа Modeus сразу федеральная, она внутри позволяет это делать.
Среди слагаемых успеха современного университета я назову понимание образа своего будущего, или даже миссии университета. Второе — это команда, которая работает в режиме единого рабочего тела, единых мыслей и защищает друг друга. И третье — это безопасность, так как ответственность управленцев высшего образования как государевых людей велика», — подчеркнул председатель Совета ИОТ-консорциума, генеральный директор CUSTIS Владимир Рахтеенко.
«Уже невозможно сказать: вот это чистое образование, а вот это чистое ИТ. И если мы говорим, что студенты должны быть междисциплинарными, осваивать междисциплинарное знание, так и нам нужно становиться междисциплинарными. Дискуссия вокруг ИТ свелась к искусственному интеллекту и к тому, что сейчас ключевой вызов на этом стеке стоит в новой дидактике: каким должно стать образование, как по-другому мы должны начать учить наших студентов, какими инструментами, чтобы с применением этих технологических новшеств развивать образование и студентов, чтобы они стали более зрелыми и подготовленными личностями», — отметил Павел Музыка.