Новости

Третья Всероссийская ИОТ-конференция обозначила тренды массовой индивидуализации высшего образования

ИОТ-конференция — одно из трех ключевых ежегодных мероприятий Десятилетия науки и технологий в России в треке «Проектирование будущего». Это специализированное мероприятие для российских вузов, которые собираются или уже внедряют в учебный процесс возможности индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для студентов.

Рост интереса к теме ИОТ подтвержден: офлайн и онлайн приняли участие в ИОТ-конференции более 450 человек, более 2000 просмотров трансляции было зафиксировано в дни проведения мероприятия. Индивидуальными образовательными траекториями интересовались медицинские, управленческие, экономические и аграрные вузы, приехали участники из Калининграда и Владивостока, Санкт-Петербурга, Тюмени, Томска, Воронежа, Самары, Грозного, Екатеринбурга, Майкопа, Челябинска, Новокузнецка, Томска и других городов.

На ИОТ-конференции были представлены 6 пленарных дискуссий и 12 докладов. Также в рамках ИОТ-конференции прошли Клуб ректоров на тему «Индивидуализация и студентосбережение» и заседание Экспертного совета Государственной Думы Р Ф по непрерывному образованию.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова отметила:
«Внедрение в вузах индивидуальных образовательных траекторий рассматривается в ракурсе госполитики, одним из ключевых приоритетов которой является воспитание молодежи.

Когда в 2015 году в университеты «заходили» первые ИОТ, мы увидели, что для большинства студентов принять ответственность и сделать свой собственный выбор было достаточно сложно. Ситуация, когда этот выбор делает образовательная организация, формируя учебный план, для многих проще и понятнее.

Реализуя государственную молодежную политику, мы работаем в том числе с этой задачей: воспитываем неравнодушного, проактивного гражданина, способного быть ответственным за принятые им решения. В том числе по этой причине внедрение ИОТ тесно связано с воспитанием, поскольку учебная и внеучебная работа — это две составляющие одного процесса».
В пленарной дискуссии также принял участие заместитель председателя Государственной Думы РФ Борис Чернышов.
«Сетевые программы, возможность приходить на открытые лекции в другие университеты, возможность внедрять в свое образование новые формы — это большое достижение. Это интересно, это дает полет фантазии и привлекает все больше людей на пространство университета», — сказал Чернышов.
Ректор РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров подчеркнул, что для реализации ИОТ нужна цифровая база, чтобы управлять траекториями:
«Это непростая задача, в решении которой нужно учитывать все нюансы, связанные с предпочтениями и уровнем подготовки учащихся, с преподавателями и их доступностью, аудиторным фондом, логистикой. Все это требует серьезной работы. Мы надеемся, что вместе с компанией CUSTIS сможем организовать эту работу в Президентской академии.

Очень важно желание сделать так, чтобы на выходе мы получали классных специалистов, которые умеют учиться, любят учиться и понимают, что им нужно в тот или иной момент развития своей карьеры. Именно с таким подходом мы выстраиваем сейчас образование для мэров и будущих мэров городов, другие программы академии.

Кроме того, это одно из решений вопроса студентосбережения. Хочется, чтобы студенты, находясь в своем регионе, могли получить лучшее образование и лучшие курсы, мы над этим работаем».
Директор департамента информационных технологий ГК «Росатом» Евгений Абакумов отметил:
«Сегодня хочется реальных разработок, которые мы можем провести в жизнь. Мы ищем этот способ, с помощью которого университет как источник научных и образовательных компетенций может вдохнуть новую жизнь в тяжеловесную машину крупных компаний и корпораций. Но университет не должен превратиться в кустарную мастерскую в этой части, а дополнить те компетенции, которых сегодня не хватает корпорациям.

Сегодня меняется технологическая парадигма. Как изменится через 10 лет облик вычислительной инфраструктуры страны, будут ли квантовые компьютеры, что будет с фотоникой, что с импортозамещением — это отдельный предмет диалога между университетом и корпорациями».
В дискуссии «Университеты и технологические партнеры: как создается совместное будущее», которую модерировал научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов, приняли участие ректоры университетов и представители ведущих цифровых компаний. Они обсудили проблемы, стоящие перед вузами в процессе цифровизации, особенности использования современных отечественных цифровых платформ и различные вопросы трудоустройства в ИТ-сфере. Исполняющий обязанности ректора Томского политехнического университета Леонид Сухих отметил, что необходимо найти способы, которые способны совместить современные тренды с имеющимся наследием университетов и сформировать адекватную времени систему.
Директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ Илья Обабков, выпустивший первый ИОТ-выпуск в текущем году, поделился оценкой изменений навыков студентов и обратил внимание, что ИОТ проявляет уровень самостоятельности студента и помогает ее развивать:
«Этот выпуск открыл перед нами новый пул задач управления качеством, что привело даже к структурным изменениям, причем наши выпускники идут работать с нами вместе, так как им интересен ИОТ-подход. Мы в целом готовы к изменениям, в том числе и тем, которые нужны нашим партнерам. Это очень важная и фундаментальная вещь для эффективного взаимодействия».
Председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS Владимир Рахтеенко поделился своей позицией по итогам мероприятия:
«ИОТ — это тема, которая закрепилась в дискурсе и считается неизбежным будущим. И если ранее мы говорили, что это некий набор технологий, позволяющий менять университеты, то теперь звучит, что это, скорее, ориентир и метамодель, самостоятельный неизбежный общественный тренд.

Совершенно очевидно, что у университета должен быть целевой образ и модель, к которой он стремится. Важно понимать, как изменится университет в связи с ИОТ, зачем он это делает. Без понимания этого «зачем» настоящего ИОТ не случится.

И конечно, хочу отметить, что появились запросы на другие формы коммуникаций. Так, на Клубе ректоров поступило предложение о создании экспертного клуба для обсуждения проблем ИОТ-подхода; мы подумаем, как это реализовать.

В целом ИОТ-конференция — это хороший обмен опытом и площадка диалога вузов с вузами. Вузам важно увидеть, что сделали другие университеты до них, какой опыт пережили. Мы много говорили о компетенциях выпускников вузов, и здесь я скажу как работодатель тоже: фундаментальность образования, широта картины мира, умение работать в команде, рефлексия, умение работать в неопределенности оказываются гораздо важнее, чем какие-то конкретные навыки, которым можно научить и даже переучить. Нужен человек, который способен к действию, готовый работать в команде, постоянно учиться и осваивать новые инструменты. И тут я скажу четко: без применения всего широкого спектра ИОТ-технологий этот результат недостижим. Главный ответ современности — начинать работать со студентами как с индивидуальными личностями».
В сентябре 2023 года о включении ИОТ в разработку нового макета федерального государственного образовательного стандарта высшего образования на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки было заявлено вице-премьером Дмитрием Чернышенко на оперативном совещании у Председателя Правительства Р Ф Михаила Мишустина в сентябре 2023 года.

Проработкой темы ИОТ в России глубоко занимается ИОТ-консорциум передовых университетов, начавших внедрение ИОТ еще в 2017 году. На сегодня в составе консорциума 14 передовых университетов, буквально за неделю до ИОТ-конференции к ИОТ-консорциуму присоединился МГИМО МИД РФ.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко считает:
«Факт нашего вхождения в ИОТ-движение дал нам инструментальное основание свежим взглядом посмотреть, как устроено наше образовательное пространство, структура выбора дисциплин, например. У нас большая филиальная сеть, и у каждого филиала свои сильные стороны, так что актуальная задача — организовать правильную динамику пространства филиальной сети, развить мобильность преподавателей, которым важно принять эту ценность.

По итогам последнего анкетирования мы видим довольно высокие оценки преподавателей, полученные от студентов. Но к нам приходят лучшие абитуриенты, и мы понимаем, что резервов для развития еще очень много».
Руководитель программы развития ТюмГУ Надежда Федорова рассказала об опыте университета:
«Мы сейчас видим, что студенты достаточно быстро в пространстве, которое поддерживает их выбор и самостоятельное движение, начинают искать для себя ориентиры. Они стали чаще обращаться за консультацией к тьюторам, специалистам управления ИОТ. И делают это не по итогам выборной кампании, а задолго до нее: изучают нормативы, процедуры, подходят осознанно к выбору.

Наши студенты разработали рекомендательный сервис «Отзывус» в ответ на эту потребность. Они создают профессиональный продукт, само образовательное пространство вызывает у них интерес и стимулирует порождать новые продукты. Студенты ориентированы не только на университет, но думают и о том, как свои лайфхаки можно применить вовне университета. И это — предмет для гордости».
Ректор ЯГТУ Елена Степанова поделилась:
«Программа развития университета ориентирована как на запросы корпораций, так и на запросы государства. Образовательная программа — это сети, модульность, междисциплинарность, индивидуализация. Отличительная особенность вуза — многократный вывод студентов за пределы кампуса: узнал, освоил, применил. Инженер должен уметь ставить задачи, организовывать производство; создаются команды выпускников, которых будут нанимать командно».
Директор Одинцовского филиала МГИМО Елена Козловская отметила:
«Мы с самого начала хотели двигаться в этом направлении, но долго решались, понимая, что трансформация — дело сложное. Начали с исследования выпускника с горизонтом в пять лет. Сейчас мы осваиваем направление ИОТ в партнерстве с Modeus. Lite, и это помогает нам двигаться своим темпом с постоянным сбором обратной связи. И конечно, в реализации своих идей нам очень помог коучинговый подход команды консалтинга ИОТ-университета».
Среди спикеров ИОТ-конференции также:

  • руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер,
  • ректор БФУ имени И. Канта Александр Федоров,
  • первый проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниил Сандлер,
  • проректор по образованию ТУСУР Павел Сенченко,
  • директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ Геннадий Веселов,
  • директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС Наталья Гаркуша,
  • директор Института образования, академический директор Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев,
  • заместитель директора ИФТЭБ, НИЯУ МИФИ Анна Норкина,
  • заместитель директора по проектной деятельности и разработкам ТГУ Сергей Степанов,
  • ректор Центрального университета, заместитель председателя Правления Тинькофф Евгений Ивашкевич и другие.
Расшифровки докладов, а также видео выступлений будут выложены в скором времени на собственных ресурсах ИОТ-университета:

Организаторы ИОТ-конференции: ИОТ-университет (образовательная структура, созданная при поддержке ИОТ-консорциума вузов), CUSTIS (100% российская ИТ-компания, разработчик платформы Modeus), ЭАЦ «Научно-образовательная политика».
Образование События