«Внедрение в вузах индивидуальных образовательных траекторий рассматривается в ракурсе госполитики, одним из ключевых приоритетов которой является воспитание молодежи.
Когда в 2015 году в университеты «заходили» первые ИОТ, мы увидели, что для большинства студентов принять ответственность и сделать свой собственный выбор было достаточно сложно. Ситуация, когда этот выбор делает образовательная организация, формируя учебный план, для многих проще и понятнее.
Реализуя государственную молодежную политику, мы работаем в том числе с этой задачей: воспитываем неравнодушного, проактивного гражданина, способного быть ответственным за принятые им решения. В том числе по этой причине внедрение ИОТ тесно связано с воспитанием, поскольку учебная и внеучебная работа — это две составляющие одного процесса».
«Сетевые программы, возможность приходить на открытые лекции в другие университеты, возможность внедрять в свое образование новые формы — это большое достижение. Это интересно, это дает полет фантазии и привлекает все больше людей на пространство университета», — сказал Чернышов.
«Это непростая задача, в решении которой нужно учитывать все нюансы, связанные с предпочтениями и уровнем подготовки учащихся, с преподавателями и их доступностью, аудиторным фондом, логистикой. Все это требует серьезной работы. Мы надеемся, что вместе с компанией CUSTIS сможем организовать эту работу в Президентской академии.
Очень важно желание сделать так, чтобы на выходе мы получали классных специалистов, которые умеют учиться, любят учиться и понимают, что им нужно в тот или иной момент развития своей карьеры. Именно с таким подходом мы выстраиваем сейчас образование для мэров и будущих мэров городов, другие программы академии.
Кроме того, это одно из решений вопроса студентосбережения. Хочется, чтобы студенты, находясь в своем регионе, могли получить лучшее образование и лучшие курсы, мы над этим работаем».
«Сегодня хочется реальных разработок, которые мы можем провести в жизнь. Мы ищем этот способ, с помощью которого университет как источник научных и образовательных компетенций может вдохнуть новую жизнь в тяжеловесную машину крупных компаний и корпораций. Но университет не должен превратиться в кустарную мастерскую в этой части, а дополнить те компетенции, которых сегодня не хватает корпорациям.
Сегодня меняется технологическая парадигма. Как изменится через 10 лет облик вычислительной инфраструктуры страны, будут ли квантовые компьютеры, что будет с фотоникой, что с импортозамещением — это отдельный предмет диалога между университетом и корпорациями».
«Этот выпуск открыл перед нами новый пул задач управления качеством, что привело даже к структурным изменениям, причем наши выпускники идут работать с нами вместе, так как им интересен ИОТ-подход. Мы в целом готовы к изменениям, в том числе и тем, которые нужны нашим партнерам. Это очень важная и фундаментальная вещь для эффективного взаимодействия».
«ИОТ — это тема, которая закрепилась в дискурсе и считается неизбежным будущим. И если ранее мы говорили, что это некий набор технологий, позволяющий менять университеты, то теперь звучит, что это, скорее, ориентир и метамодель, самостоятельный неизбежный общественный тренд.
Совершенно очевидно, что у университета должен быть целевой образ и модель, к которой он стремится. Важно понимать, как изменится университет в связи с ИОТ, зачем он это делает. Без понимания этого «зачем» настоящего ИОТ не случится.
И конечно, хочу отметить, что появились запросы на другие формы коммуникаций. Так, на Клубе ректоров поступило предложение о создании экспертного клуба для обсуждения проблем ИОТ-подхода; мы подумаем, как это реализовать.
В целом ИОТ-конференция — это хороший обмен опытом и площадка диалога вузов с вузами. Вузам важно увидеть, что сделали другие университеты до них, какой опыт пережили. Мы много говорили о компетенциях выпускников вузов, и здесь я скажу как работодатель тоже: фундаментальность образования, широта картины мира, умение работать в команде, рефлексия, умение работать в неопределенности оказываются гораздо важнее, чем какие-то конкретные навыки, которым можно научить и даже переучить. Нужен человек, который способен к действию, готовый работать в команде, постоянно учиться и осваивать новые инструменты. И тут я скажу четко: без применения всего широкого спектра ИОТ-технологий этот результат недостижим. Главный ответ современности — начинать работать со студентами как с индивидуальными личностями».
«Факт нашего вхождения в ИОТ-движение дал нам инструментальное основание свежим взглядом посмотреть, как устроено наше образовательное пространство, структура выбора дисциплин, например. У нас большая филиальная сеть, и у каждого филиала свои сильные стороны, так что актуальная задача — организовать правильную динамику пространства филиальной сети, развить мобильность преподавателей, которым важно принять эту ценность.
По итогам последнего анкетирования мы видим довольно высокие оценки преподавателей, полученные от студентов. Но к нам приходят лучшие абитуриенты, и мы понимаем, что резервов для развития еще очень много».
«Мы сейчас видим, что студенты достаточно быстро в пространстве, которое поддерживает их выбор и самостоятельное движение, начинают искать для себя ориентиры. Они стали чаще обращаться за консультацией к тьюторам, специалистам управления ИОТ. И делают это не по итогам выборной кампании, а задолго до нее: изучают нормативы, процедуры, подходят осознанно к выбору.
Наши студенты разработали рекомендательный сервис «Отзывус» в ответ на эту потребность. Они создают профессиональный продукт, само образовательное пространство вызывает у них интерес и стимулирует порождать новые продукты. Студенты ориентированы не только на университет, но думают и о том, как свои лайфхаки можно применить вовне университета. И это — предмет для гордости».
«Программа развития университета ориентирована как на запросы корпораций, так и на запросы государства. Образовательная программа — это сети, модульность, междисциплинарность, индивидуализация. Отличительная особенность вуза — многократный вывод студентов за пределы кампуса: узнал, освоил, применил. Инженер должен уметь ставить задачи, организовывать производство; создаются команды выпускников, которых будут нанимать командно».
«Мы с самого начала хотели двигаться в этом направлении, но долго решались, понимая, что трансформация — дело сложное. Начали с исследования выпускника с горизонтом в пять лет. Сейчас мы осваиваем направление ИОТ в партнерстве с Modeus. Lite, и это помогает нам двигаться своим темпом с постоянным сбором обратной связи. И конечно, в реализации своих идей нам очень помог коучинговый подход команды консалтинга ИОТ-университета».