Тема проектного обучения активно обсуждается в повестке трансформации высшего образования, эксперты высшей школы обсуждали это на прошедшем ИОТ-слете и обсудят еще на предстоящей ИОТ-конференции в октябре.
По мнению экспертов, далеко не все университеты понимают разницу между проектным обучением и проектной деятельностью. На самом деле, именно проектное обучение отвечает на основной запрос работодателей — запрос на выпускника вуза, умеющего самостоятельно ставить задачи, ответственно и эффективно их решать, управляя командой либо работая в команде. В то же время не все преподаватели обучены проектному обучению как технологии, а проектная работа студентов зачастую никак не взаимосвязана с основной образовательной программой.
Несомненно, самим преподавателям необходимы особые знания по организации и сопровождению проектного обучения студентов. Именно об этом курс ИОТ-университета «Наставник проектной команды: от идеи до результата», который пройдет 7 ноября — 15 декабря (40 часов). Сам курс также устроен как проектное обучение.
По мнению экспертов, далеко не все университеты понимают разницу между проектным обучением и проектной деятельностью. На самом деле, именно проектное обучение отвечает на основной запрос работодателей — запрос на выпускника вуза, умеющего самостоятельно ставить задачи, ответственно и эффективно их решать, управляя командой либо работая в команде. В то же время не все преподаватели обучены проектному обучению как технологии, а проектная работа студентов зачастую никак не взаимосвязана с основной образовательной программой.
Несомненно, самим преподавателям необходимы особые знания по организации и сопровождению проектного обучения студентов. Именно об этом курс ИОТ-университета «Наставник проектной команды: от идеи до результата», который пройдет 7 ноября — 15 декабря (40 часов). Сам курс также устроен как проектное обучение.
![](https://static.tildacdn.com/tild6235-3637-4332-a663-643433613939/5581e29c-027a-4455-b.jpg)
Генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка считает:
«Наша консалтинговая практика показывает, что даже в топовых российских вузах есть большие проблемы с „проектным компонентом“ учебных программ. Проблемы разные, но есть одна общая: в университетах нет достаточного количества эффективных и вдохновляющих наставников студенческих команд. Талантливый преподаватель совсем не обязательно будет столь же талантливым наставником, ведь наставничество — это отдельная практика, этому нужно учиться. Наш курс поможет начинающим и действующим наставникам оснаститься необходимыми инструментами для этой роли, а при достаточной мотивации — пересмотреть саму модель наставничества в своем университете».
Большинство вузов убеждено, что использует проектное обучение. На самом деле, как считают эксперты, подавляющее большинство либо вовлекают студентов в проектную деятельность (используют проекты в процессе обучения), либо пытаются обучить студентов управлению проектами.
![](https://static.tildacdn.com/tild6364-6265-4364-a165-353863303131/909faebd-7f3f-47b4-9.jpg)
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский считает, что при таком подходе образовательные задачи, которые могут и должны решаться инструментарием проектного обучения, либо не решаются, либо решаются случайно, и только для небольшого процента учащихся. Проектное обучение, по его мнению, в первую очередь направлено на изменение поведения и закрепление у учащегося устойчивых схем конструктивного и продуктивного профессионального и социального поведения, а также позволяет обучать не только знаниям, но и навыкам постановки и решения задач, лидерства и работы в команде, продуктовому подходу, планированию, воспитывать субъектность и активную жизненную позицию и многому другому.
![](https://static.tildacdn.com/tild3637-3962-4131-a564-356135666564/60a70dd2-4a73-4f1e-9.jpg)
Зачем проектное обучение университету, отметил на ИОТ-слете директор студенческого офиса НИЯУ МИФИ Алексей Егоров:
«Для университета основной выигрыш проектного обучения в том, что появляется возможность перейти от просто технической подготовки кадров к образовательному процессу, к образованию. Проектное обучение проектно и для тех, кто учится, и для тех, кто учит».
![](https://static.tildacdn.com/tild3132-3239-4064-b735-376638353364/2b17c87d-4717-4c22-a.jpg)
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко подчеркивает, что с точки зрения практики ИОТ-университета проектное обучение является мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы:
«Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета».
![](https://static.tildacdn.com/tild6362-3835-4066-b131-383234326665/fc1f94d6-498b-4140-9.jpg)
Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в дискуссии на Втором всероссийском ИОТ-слете четко обозначил к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки Р Ф по реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович:
«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».
![](https://static.tildacdn.com/tild6565-3038-4263-b037-316337353835/216d2c5a-c865-40b7-a.jpg)
Продюсер по развитию бизнеса РФ/СНГ, EMEA, ASIA, бренд-директор, лидер образовательных проектов для предпринимателей SPLAT Анастасия Нидзий подчеркивает значение проектного обучения в становлении специалиста:
«Считаю, что роль всего процесса образования, начиная с детского сада, — это возможность найти свое место в жизни, призвание и реализовать себя. Поэтому столь важно проектное обучение в университете. Чем больше оно будет наполнено реальными кейсами с поддержкой наставников и приближено к рабочим ситуациям, с которыми ребята столкнутся, придя „завтра“ на работу, тем бесшовнее будет переход из ученика в сотрудника. Проектная деятельность, работа в команде, самостоятельность, умение выражать свое мнение — это одни из ключевых навыков уже не будущего, а настоящего».
![](https://static.tildacdn.com/tild6365-6632-4533-a339-656632313366/cc9a6a75-8132-4dd1-8.jpg)
Проректор по цифровой трансформации Череповецкого государственного университета Алена Смыслова так оценивает ситуацию:
«При реализации студенческих проектов в университете очень часто все заканчивается на уровне идеи. Будет ли проект реализован, доведен до внедрения, в очень большой степени зависит от наставника проекта. Но в университетах традиционно работают преподаватели и научные сотрудники. Как правило, у них нет компетенций по управлению проектом, по работе с заказчиком, опыта работы в проектной методологии. В результате может возникнуть разочарование в проектной деятельности в вузе как таковой. Мы в ЧГУ проделали большую работу по подготовке наставников, и считаю, что только благодаря этому мы имеем успешный опыт реализации реальных проектов от реальных заказчиков. Я думаю, что курс „Наставник проектной команды“ будет очень полезен всем преподавателям, которые руководят студенческими проектами».
![](https://static.tildacdn.com/tild3764-6236-4939-b435-636533373335/94949096-c8f4-4ae2-9.jpg)
Первый заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил:
«Проектное обучение в университете — один из вариантов внедрения реальной жизни в студенческое обучение. Мы сам знаем, как порой жизнь отличается от книжных формулировок, и главное, что хотели бы видеть работодатели в выпускниках — умение самостоятельно ставить задачи и решать их творчески и ответственно, уметь работать в команде. И это совсем другой эффект, чем от практики, когда ты просто учишься как птенец от большой птицы — не слишком-то самостоятельно. В проектном обучении студент сам проходит все этапы от формулировки идеи, постановки задачи и ее решения. И в этом процессе важно студента поддержать и помочь отфиксировать, что идет не так. Для этого, несомненно, наставнику нужны особенные навыки, которым нужно учиться».
![](https://static.tildacdn.com/tild3134-3632-4466-b231-393663333636/15103811-9819-41fa-a.jpg)
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования Виктор Болотов подчеркивает:
«Проектное обучение в мире хорошо известно. Еще в середине прошлого века в Билефельдском университете студентов стали учить проектным способом. Ставили задания, которые могут показаться фантастическими — например, как решить проблему распространения пустыни Сахара. И студенты, решая эту многофакторную проблему, обращались к различным источникам и экспертам, строили модели и развивали, в том числе навыки командной работы. Это также формировало креативное и критическое мышление. Модель проектного обучения широко применялась в MТИ, многие удачные проекты, защищенные студенческими командами, уходили в практическое применение. Идея проектного обучения — шаг вперед по сравнению с традиционным лекционно-семинарским обучением и доминирующей практикой. Именно проектное обучение позволит нашим студентам жить в быстро меняющемся мире. Каждые 2−3 года, как нам известно, появляется некий белый лебедь, который перестраивает мир, надо быть к этому готовыми. Но проектное обучение требует многого и от преподавателей — нам самим надо научиться проектному обучению и лишь затем учить студентов. Несомненно, курс „Наставник проектной команды“ от ИОТ-университета в этом плане будет интересен».