Новости

В Общественной палате России прошел круглый стол «Применение цифровых технологий в науке и образовании»

Эксперты в области информационных технологий, преподаватели и представители власти и бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и научной деятельности при помощи новых возможностей, в том числе блокчейна, искусственного интеллекта и дистанционных коммуникаций. Также участники дискуссии затронули и тему внедрения индивидуальных образовательных траекторий в российские университеты.

Замгендиректора компании-разработчика платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus Ирина Гордина рассказала, что реализация данного направления зафиксирована в задачах государства по реформированию научно-образовательной системы к 2030 году.

В декабре 2021 Правительство РФ утвердило Стратегию цифровой трансформации науки и высшего образования. Согласно этому программному документу к 2024 году не менее половины государственных вузов должны развивать ИОТ, а к 2030 году на модель индивидуального образования студентов должны перейти уже все университеты.

«Индивидуализация — это не вседозволенность и анархия, а толчок для развития междисциплинарных знаний. Если мы хотим получить специалистов с уникальными навыками, способных решать задачи, которые ставит государство и общество, необходимо делать учебные программы гибкими, обеспечивать академическую мобильность. <…> Высшее образование с поздней осознанной специализацией (на 3−4 году обучения) — это свобода человека принимать решения о своем будущем и о своем развитии в течение жизни. Он приучается учиться тому, что ему интересно и соответствует возможностям зарабатывать на знаниях», — рассказала Ирина Гордина.

В России уже есть примеры успешного внедрения индивидуальных образовательных траекторий в учебный процесс. Всего на данный момент платформу Modeus используют 8 российских вузов, включая вузы федерального значения. В них обучаются по индивидуальным образовательным траекториям около 40 тысяч студентов.

«Образование XXI века — это вообще про определение степеней свободы и раскрытия личности. Потому что все остальное не работает. Падение престижа высшего образования связано как раз с тем, что в какой-то момент оно стало системой передержки вместо того, чтобы готовить настоящих актуальных рынку специалистов. И это стало большой бедой, потому что молодые люди пошли в краткосрочное „легкое“ обучение, чтобы получать побыстрее какие-то первые деньги и не получать глубокое образование», — рассказала Ирина Гордина.

Генеральный директор ООО «Цифровые активы» Максим Трофимов затронул тему использования в науке цифровых финансовых активов.

«ЦФА можно использовать не только как цифровое право на некий актив, но и в программах мотивации. Например, если научное исследование качественно проведено, то сотрудник может получить часть цифровых прав на финальный продукт (публикация, тезисы, выступление) как вознаграждение, мотивацию. Вся эта система будет подтверждена на платформе блокчейн, с помощью NFT (невзаимозаменяемые токены)», — рассказал Максим Трофимов.

«Главное, чтобы цифровизация не была ради цифровизации, а решала научные вопросы и отвечала на запросы общества, а не диктовала их сама», — философски заметил в конце встречи Денис Янышев, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М. В. Ломоносова, ответственный за инициативу «Решения и сервисы для профессионального сообщества» Десятилетия науки и технологии.

Также в мероприятии приняли участие первый зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию А. Г. Мажуга; руководитель офиса Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте по науке и образованию А. А. Двойников; директор Центра искусственного интеллекта Сколковского института науки и технологий И. В. Оселедец и др.

Модератор дискуссии — Николай Подорванюк, соруководитель проектного офиса Десятилетия науки и технологий.

Запись трансляции по ссылке.
События Образование