Новости

В Общественной палате России прошел круглый стол «Применение цифровых технологий в науке и образовании»

2023-03-27 16:57
Эксперты в#nbsp;области информационных технологий, преподаватели и#nbsp;представители власти и#nbsp;бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и#nbsp;научной деятельности при помощи новых возможностей, в#nbsp;том числе блокчейна, искусственного интеллекта и#nbsp;дистанционных коммуникаций. Также участники дискуссии затронули и#nbsp;тему внедрения индивидуальных образовательных траекторий в#nbsp;российские университеты.

Замгендиректора компании-разработчика платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus Ирина Гордина рассказала, что реализация данного направления зафиксирована в#nbsp;задачах государства по#nbsp;реформированию научно-образовательной системы к#nbsp;2030 году.

В#nbsp;декабре 2021 Правительство#nbsp;РФ утвердило Стратегию цифровой трансформации науки и#nbsp;высшего образования. Согласно этому программному документу к#nbsp;2024 году не#nbsp;менее половины государственных вузов должны развивать ИОТ, а#nbsp;к#nbsp;2030 году на#nbsp;модель индивидуального образования студентов должны перейти уже все университеты.

«Индивидуализация#nbsp;— это не#nbsp;вседозволенность и#nbsp;анархия, а#nbsp;толчок для#nbsp;развития междисциплинарных знаний. Если мы#nbsp;хотим получить специалистов с#nbsp;уникальными навыками, способных решать задачи, которые ставит государство и#nbsp;общество, необходимо делать учебные программы гибкими, обеспечивать академическую мобильность. <…> Высшее образование с#nbsp;поздней осознанной специализацией (на#nbsp;3−4 году обучения)#nbsp;— это свобода человека принимать решения о#nbsp;своем будущем и#nbsp;о#nbsp;своем развитии в#nbsp;течение жизни. Он#nbsp;приучается учиться тому, что ему интересно и#nbsp;соответствует возможностям зарабатывать на#nbsp;знаниях»,#nbsp;— рассказала Ирина Гордина.

В#nbsp;России уже есть примеры успешного внедрения индивидуальных образовательных траекторий в#nbsp;учебный процесс. Всего на#nbsp;данный момент платформу Modeus используют 8 российских вузов, включая вузы федерального значения. В#nbsp;них обучаются по#nbsp;индивидуальным образовательным траекториям около 40 тысяч студентов.

«Образование XXI века#nbsp;— это вообще про определение степеней свободы и#nbsp;раскрытия личности. Потому что все остальное не#nbsp;работает. Падение престижа высшего образования связано как раз с#nbsp;тем, что в#nbsp;какой-то момент оно стало системой передержки вместо того, чтобы готовить настоящих актуальных рынку специалистов. И#nbsp;это стало большой бедой, потому что молодые люди пошли в#nbsp;краткосрочное „легкое“ обучение, чтобы получать побыстрее какие-то первые деньги и#nbsp;не#nbsp;получать глубокое образование»,#nbsp;— рассказала Ирина Гордина.

Генеральный директор ООО#nbsp;«Цифровые активы» Максим Трофимов затронул тему использования в#nbsp;науке цифровых финансовых активов.

«ЦФА можно использовать не#nbsp;только как цифровое право на#nbsp;некий актив, но и#nbsp;в#nbsp;программах мотивации. Например, если научное исследование качественно проведено, то#nbsp;сотрудник может получить часть цифровых прав на#nbsp;финальный продукт (публикация, тезисы, выступление) как вознаграждение, мотивацию. Вся эта система будет подтверждена на#nbsp;платформе блокчейн, с#nbsp;помощью NFT (невзаимозаменяемые токены)»,#nbsp;— рассказал Максим Трофимов.

«Главное, чтобы цифровизация не#nbsp;была ради цифровизации, а#nbsp;решала научные вопросы и#nbsp;отвечала на#nbsp;запросы общества, а#nbsp;не#nbsp;диктовала их#nbsp;сама»,#nbsp;— философски заметил в#nbsp;конце встречи Денис Янышев, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М.#nbsp;В.#nbsp;Ломоносова, ответственный за#nbsp;инициативу «Решения и#nbsp;сервисы для#nbsp;профессионального сообщества» Десятилетия науки и#nbsp;технологии.

Также в#nbsp;мероприятии приняли участие первый зампред Комитета#nbsp;ГД по#nbsp;науке и#nbsp;высшему образованию А.#nbsp;Г.#nbsp;Мажуга; руководитель офиса Координационного совета по#nbsp;делам молодежи в#nbsp;научной и#nbsp;образовательной сферах Совета при Президенте по#nbsp;науке и#nbsp;образованию А.#nbsp;А.#nbsp;Двойников; директор Центра искусственного интеллекта Сколковского института науки и#nbsp;технологий И.#nbsp;В.#nbsp;Оселедец и#nbsp;др.

Модератор дискуссии#nbsp;— Николай Подорванюк, соруководитель проектного офиса Десятилетия науки и#nbsp;технологий.

Запись трансляции по ссылке.
События Образование