Новости

Передовые университеты обсудили проблемы образовательной политики

10 апреля в Москве прошла проектно-аналитическая сессия «Образовательная политика для стратегии университета». Участниками сессии стали ректоры, проректоры и ключевые сотрудники передовых университетов. Организаторы мероприятия, прошедшего под эгидой Десятилетия науки и технологий — ИОТ-университет и Московская школа управления «СКОЛКОВО». Модератором выступил директор Института общественных стратегий Московской школы управления «СКОЛКОВО», научный руководитель ИОТ-консорциума и программы «Приоритет».
«Мы решили вместе с компанией CUSTIS организовать этот разговор про образовательные политики, потому что я, как научный руководитель программы «Приоритет», чувствую очень большой дефицит идей, инноваций и подходов в ядре образования, его дидактике и методике. Идут эксперименты в исследованиях, в проектном обучении, технологическом лидерстве, а в образовательном — не идут. Встреча показала, что небольшая группа людей смело двигается, но предстоит сделать гораздо больше на этом поприще. В широкой рамке образовательной политики в намеченной на ноябрь сессии мы хотим сосредоточиться на представлении об образованности как таковой — не о подготовленности, не о воспитанности, не об обученности, а об образованности. Для меня это особая, онтологическая тема для университетов», — подвёл итоги Андрей Волков.
Председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор ИТ-компании CUSTIS Владимир Рахтеенко отметил: «Сессия обозначила серьёзное расширение повестки, в которой мы, как организаторы и консультанты, позиционировали себя раньше. Спектр экспертизы и интересов нашего сформировавшегося за годы работы сообщества уже давно выходит за тему индивидуализации образования. Сборка актуальных образовательных моделей университетов, обеспечение гибкости этих моделей и соответствия этих моделей фундаментальным ценностям и стратегии Университета с большой буквы — вот так раздвигаются рамки деятельности Консорциума вузов сейчас. Участниками сессии стали не только текущие участники ИОТ-консорциума, но и те коллеги, которые уже начали разноплановую работу с нами. Прежде всего, в этих вузах мы видим готовые к действиям сильные команды под руководством ректоров».
Ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил особенную атмосферу сессии: «Вузы обычно щеголяют друг перед другом своими разработками и редко интенсивно обмениваются опытом. Каждый себе на уме. Однако на этом семинаре удалось в самом деле разговорить зацикленных на самих себя проректоров по учебной работе и откровенно делиться наработками. Похоже, что создалась атмосфера, когда вузам интересно заимствовать опыт друг у друга, вступать в кооперации».
«Мы много говорили о том, какую функцию выполняет «университет» в развитии экономики нашей страны, но, на мой взгляд, очень важно не забывать, что «университет» — это «перекрёсток дорог» для студентов, место, где они могут раскрыть свой потенциал и выбрать верный путь в жизни», — отметил Евгений Ивашкевич, ректор Центрального университета.
«Нам сегодня было очень полезно услышать про опыт коллег, ведь такая площадка позволяет собрать полную картину и провести внешнюю экспертизу наших идей и позиций. Прозвучавшие доклады закладывают почву для горизонтальных контактов, которые станут основой для дальнейшего сотрудничества и обсуждения. Мы можем взять некие фрагменты опыта коллег, положить на свою действительность и дополнить нашу собственную стратегию», — рассказал Эдхам Акбулатов, ректор Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва.
«Те, кто пытается по-честному играть в трансформацию высшего образования, всегда будут сталкиваться с процессом балансировки. Это требуется с этапа замысла изменений и ждёт нас на каждом шаге его реализации», — отметил директор Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета Илья Обабков.
«Я очень благодарен организаторам за уровень сегодняшней дискуссии, докладов, сочетающих в себе визионерский подход и практический опыт. На мой взгляд, сочетание таких факторов даёт правильный эффект при разработке концепций развития вузов. Мы являемся технологическим университетом и в силу нашей специфики, специальностей, по распределению выпускников по отраслям экономики и по различным видам партнёрства, поэтому нам очень важно уже сейчас думать о развитии университета в специфике ближайших лет», — прокомментировал Олег Баулин, ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ).
По словам участников, сессия позволила обменяться опытом и мнениями людям из университетов всей страны. «Я считаю, что у нас должно быть больше таких мероприятий, на которых мы можем честно обсудить, как идут проекты в разных университетах, с какими вызовами и барьерами мы сталкиваемся, какие задачи нам приходится решать», — отметила Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета.
Директор Одинцовского филиала МГИМО Елена Козловская отметила ценность дискуссии: «Основной вопрос, который мы сегодня обсуждаем: это что же такое «университет» в широком смысле слова — «объект» или «субъект»? Должен ли «университет» воспринимать что-то сверху и это исполнять как сервис, или он претендует на некую субъектность? Но тогда в чём она должна выражаться? Я очень рада, что мы здесь и сейчас об этом говорим. Я другой такой площадки, где можно обсуждать настолько глубинные вопросы — и искать свои ответы — не знаю».
Руководитель офиса трансформации ТюмГУ Надежда Федорова подчеркнула: «Нерв образовательной политики в том, что она работает с ориентацией на постоянные изменения. Университет морфологически изменчив за счёт человеческих потоков, а также за счёт ориентации на стремительно меняющийся мир. В ТюмГУ мы решили этот вопрос просто. Мы не меняем политику постоянно, но поддерживаем гибкость внутри университета за счёт конкурса элективов и выбора студентов. Может показаться, что говорить о таком базовом процессе университетов, как образование, в проблемно-стратегическом залоге и к тому же в компании коллег достаточно легко. На самом деле, это очень сложный и требующий взаимного «труда понимания» разговор».
Важность работы с командой для достижения результатов трансформации отметил ректор Тульского государственного университета Олег Кравченко: «При любой трансформации университета одна из важнейших задач — это люди, которые это готовы делать и мотивированы. Ведь задача поменять что-то, а значит, как минимум сделать что-то неудобное, это риск ошибиться, сделать что-то не так, как ты хотел. И надо найти людей, которые не боятся, понимают, какие проблемы есть в образовании, и готовы действовать».
Ректор Пермского университета (ПГНИУ) Игорь Германов высоко оценил состав экспертов, собранный организаторами: «Это очень предметный и откровенный разговор об опыте реализации проектов в сфере образовательной политики. Это особенно ценно, когда в текущей версии стратегической приоритизации на первый план выходит инновационная деятельность вуза».
«Если раньше вуз воспринимался как образовательная организация (вуз 1.0), сейчас мы уже мечтаем, чтобы мы все оказались в третьем поколении вузов и быстро перешли в четвёртое, но важно не забыть про ключевое, для чего мы созданы — про образование. Но образование с новыми вызовами, образование для индустрии XXI века. И такая площадка нужна — где единомышленники, прошедшие какой-то путь, имеющие опыт, могут обсудить его с равными себе коллегами. Нужна площадка, периодические встречи и проблематизация, чтобы каждый доклад пытался найти у тебя отклик — услышав друг друга, любая команда университета сможет поделиться своими решениями для коллег», — поделился мнением ректор Приволжского медицинского университета Николай Карякин.
Ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий также считает полезной дискуссию с коллегами: «Это глубокий, обстоятельный разговор, который показывает опыт университетов, — чрезвычайно важен. Мы про многое знаем, но вот так концентрированно и в большом объёме времени разговор получается иным, рождает идеи, мысли и другой взгляд на проблемы».
Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Минина отметила ценность обмена практиками университетов: «Лучшие практики были показаны, задана рамка для обсуждения индивидуальной образовательной траектории студента, как её выстроить. Такой формат максимально полезен и удобен. Надеемся, что продолжим эту работу, мы готовы рассказать о нашем опыте, как мы делаем сетевые образовательные программы с привлечением заинтересованного бизнеса, а также в международном формате».
Проректор по образовательной деятельности ТГУ Евгений Луков считает важной коммуникацию и с коллегами, и с индустрией: «Главная задача нашего университета — спроектировать сквозной исследовательский трек. К сожалению, не видим особого интереса к науке у молодёжи. Нужна работа со школьниками — важно заманить их на исследовательские проекты на уровне их понимания. Второе — межфакультетский исследовательский трек в бакалавриате как воронка входа в науку, объединённая вокруг лучших практик. И, конечно, создание центров по передовой подготовке кадров для отрасли, включающих в себя образовательные программы и множество инфраструктурных вещей, в том числе обеспечивающих коммуникацию с индустрией».
«Для УрФУ проанализировать практики ведущих вузов страны — жизненно необходимо, потому что наши 50 тысяч студентов нуждаются в индивидуальном и структурированном подходе. В этом смысле опыт различных вузов для нас бесценен. Надеюсь, что это только начало нашего пути к достижению единых целей технологического лидерства», — отметил Даниил Сандлер, проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета.
Ректор Российского университета транспорта Александр Климов поддерживает коллегу: «Разговор был очень интересным и полезным — обсуждали индивидуальные образовательные траектории, новую дидактику образовательных программ, подходы к управлению образовательной деятельностью. Будем дальше вместе с коллегами осмысливать то, что говорилось ведущими университетами России».