Заместитель генерального директора CUSTIS Ирина Гордина выступила в одной из основных сессий образовательного трека ВЭФ-2022 «Подготовка кадров со средним профессиональным образованием». В ней приняли участие, в том числе, первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев, замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов, и. о. ректора Института развития профессионального образования Наталия Золотарёва, модератор — ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.
Ключевой темой стала реализация федерального проекта «Профессионалитет». В этом контексте звучали вопросы, как обеспечить в условиях импортозамещения подготовку специалистов по реально востребованным профессиям, можно ли сократить ее сроки и какие шаги предпринять для привлечения работодателей к сотрудничеству с образовательными организациями. Эксперты обсудили также цифровую трансформацию системы среднего профессионального образования (СПО). Одной из дискуссионных тем стало внедрение индивидуальных образовательных траекторий и механизма цифровой оценки знаний, которые уже активно развиваются в вузах.
«Платформенные сервисы позволяют тестировать не только цифровые, языковые, но и специализированные навыки, несмотря на все сложности с прокторингом и с установлением личности сдающих экзамен — впрочем, для экзаменов, требующих непосредственной демонстрации навыков, и эти ограничения имеют меньшее значение. Сегодня становится актуальной задача внедрять цифровую оценку компетенций в рабочих профессиях. Это можно и нужно делать. Разработанные российскими ИТ-компаниями продукты частично позволяют реализовывать эту функцию. Соответствующие проекты в сфере высшего образования могут быть адаптированы для подготовки кадров в системе СПО при поступлении массовых запросов», — рассказала Ирина Гордина.
Также, по ее словам, целесообразно переносить цифровой опыт внедрения индивидуальных образовательных траекторий из высшей школы в СПО. Здесь речь может идти об СПО на адаптивном обучении, когда нужно получить конкретный результат навыковой подготовки, стартовав из разного начального уровня обучающихся. То есть скорость освоения каждой дисциплины, каждой практики у обучающихся будет различной, но обучение будет завершаться к определенному сроку с заданным результатом.
Соответствующие ИТ-продукты компания CUSTIS прорабатывает сейчас с партнерами для первого и второго курсов университетов — они призваны выравнивать исходный уровень освоения материала после школы. Но они также могут применяться в СПО и даже в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), когда нужно переобучить, адаптировать специалистов, у которых уже есть среднее или высшее образование.