Константин Маркелов, Астраханский государственный университет, ректор:
«Персонализация обучения позволяет студенту получить не только основную специальность, но и компетенции в других областях. Молодой человек сам выберет, какие предметы и в каком темпе осваивать.
При поступлении в вуз абитуриент определяет направление, которому посвятит четыре года, а в случае обучения в магистратуре — шесть. За это время профессия может серьезно трансформироваться или даже умереть. А индивидуальная образовательная траектория поможет не остаться с неактуальным дипломом.
Использование индивидуального обучения вузами астраханского консорциума позволит готовить людей, которые способны самоопределяться на рынке труда. Можно рассмотреть вариант, когда студент одного вуза может в случае заинтересованности пройти курсы других университетов.
Выигрывают все: растет конкурентоспособность между учебными заведениями и в целом у регионального образования, ведь вузы заинтересованы в том, чтобы их контент был интересен учащимся из других университетов, выпускник получает уникальный профиль компетенций, за которым теперь не нужно ехать в федеральный вуз, а работодатели — квалифицированных специалистов. Общий отклик моих коллег — искренний интерес к сегодняшней сессии, а мы получили для себя много информации для практической реализации».
Елена Степанова, Ярославский государственный технический университет, ректор:
«Подход, взятый за основу в Modeus, нам близок, и ровно в такой логике сейчас вуз трансформирует свои основные образовательные программы (ОПП) и образовательный процесс: «ядро» вуза + «ядра» институтов + элективы = треки подготовки (вариативность которых формируется в двух плоскостях: содержание (углубление/расширение специализации) и ключевые виды деятельности/навыки, формируемые в процессе обучения (академический, прикладной, предпринимательский). Резюме: нам данный продукт очень интересен и нужен. Вопрос, который необходимо нам всем вместе решать, — высокая входная стоимость (не вообще, но как крупного единовременного вложения, на которое у вуза в моменте нет средств).
Теперь про ограничения. ФГОС, несмотря на мнение многих коллег из вузов, на самом деле не является ограничителем. Массовую возможность выбора траектории стандарт безусловно позволяет предоставлять. И Modeus как раз технологизирует этот процесс. Сегодняшнее рабочее совещание лично мне во многом ответило на вопросы по действительно существующим барьерам:
1. конфликт гарантий для ППС по ТК (принимаем на определенный объем ставки) и задачей обеспечить выбор элективов (что делать с невыбранными курсами/ППС, как предлагать то, на что преподаватель еще не принят);
2. реальный переход — если такое предполагает ОП вуза и матричная структура ООП — с программы на программу, с направления на направления для студента бюджетной формы возможен только при наличии вакантного бюджетного места. У #CUSTIS уже есть практика работы с этими ограничениями, хоть они до конца и не сняты».Комментарии подготовил канал Научно-образовательная политика