Новости

Интервью «Индивидуализация бесполезна, если вуз мыслит по-старому»

На Западе персонализированное обучение практикуется уже давно, а для России эта модель пока непривычна. Максим Михалев, наш директор по развитию бизнеса, рассказал РБК, действительно ли индивидуализация подходит для нашей системы высшего образования:

•Готовы ли первокурсники к осознанному выбору дисциплин?
•Отменяет ли индивидуализация фундаментальное образование?
•Позволяет ли российская нормативная база внедрить индивидуальное обучение?

Максим Михалев: «Стандартная вузовская программа ориентирована на передачу фундаментальных знаний и предполагает только несколько стандартных специализаций. Потому в России высшее образование перестало быть гарантией трудоустройства: лишь 13% работодателей при найме смотрят в первую очередь на диплом. Чтобы оставаться востребованными в эпоху повсеместной персонализации, вузы вынуждены внедрять элементы индивидуального обучения.

Благодаря индивидуализации вуз перестает диктовать, что студенту нужно для успешной профессиональной деятельности, и начинает предлагать все многообразие вариантов, а учащийся сам выбирает то, что подходит лично ему. Такая модель дает несколько преимуществ:

•Университет начинает лучше реагировать на меняющиеся потребности общества.
•Повышается КПД высшего образования в реальной жизни.
•Индивидуализация позволяет давать каждому уникальный набор знаний и компетенций.
•Возможность осознанного выбора образовательной траектории способствует развитию softskills: студент учится трезво оценивать свои сильные и слабые стороны и самостоятельно строить пути развития.

Индивидуализация позволяет обогатить нашу классическую фундаментальную модель: мы все так же даем глубокие и качественные знания, но делаем это адресно, под потребности конкретного студента. Плюсом к сильной теоретической базе мы обучаем комбинациям универсальных навыков, которые пригодятся в любой ситуации.

Процесс трансформации требует не просто реорганизации, а перехода к принципиально другому мышлению. Вуз из номенклатурно-бюрократической структуры должен превратиться в предпринимательский университет, который смотрит на образование как на продукт, а на студента — как на клиента. Это потребует очень серьезных изменений в головах управленцев: нужно научиться ставить интересы студента выше интересов кафедр, преподавателей, администрации».
Статьи Образование